Обнаружение частей от немецкого танка
«Тигр» - I (Pz.Kpfw. Vl Ausf.H)

УВЕЛИЧИТЬ

    С 1991 года одна из поисковых групп Санкт-Петербурга, занимающаяся сбором исторической информации о военной технике и сбором данных о ее возможном нахождении на местах бывших боев, пыталась обнаружить места, где когда-то были подбиты «Тигры». А также хотели найти хоть какие-то части от легендарных немецких танков. Понятно, что целый танк найти не мечтали, так как немцы на таких танках не ездили по болотам и озерам, но хоть какие-то мелкие части найти очень хотелось. Были исследованы многие места, где на поле боя применялись «Тигры». Но безрезультатно. И вот в 1994 году пришла информация о том, что в подмосковном лесу, на территории принадлежавшей воинской части видели остатки немецкого танка – предположительно похожего на «Тигр». Это, к сожалению, не было историческим местом гибели «Тигра», так–как под Москвой их не было, но тем не менее это было очень интересно.
    Была организована экспедиция по проверке этой информации. По привезенным фотографиям можно было точно установить, что это был Pz.Kpfw.Vl Ausf E (Тигр–I). Видимо танк прекратил свое существование, попав в «надежные» руки металлоломщиков или военных. В стране в очередной раз набирала обороты кампания по сдаче в чермет любого железа. Было очевидно, что долго этот «экспонат» не пролежит. Первоначально планировалось вытащить остатки танка на средства какого - либо музея и выставить их на экспозицию. Однако заинтересованности у музейных работников встречено не было. «Вот если бы это был целый танк – тогда возможно мы и нашли бы средства на его вывоз». В те годы музеям отдельные части от танков, да зачастую и сами танки были малоинтересны.
    Зато один одержимый коллекционер, сам не свой до военной техники, увидев фотографии, очень заинтересовался и предложил поменять или купить эти части «Тигра». Видимо он надеялся, когда-нибудь с их помощью собрать танк целиком.
    Но, к сожалению, просто так приехать и вывезти остатки было невозможно, так как это была территория воинской части, а получить разрешение на работы сразу не удалось. Но тут вмешался случай. В подмосковном танковом музее в п. Ленино (ст. Снегири), познакомились с его директором – очередным «танковым» энтузиастом, бывшим инженером по фамилии Усаневич. Приближалось 50-летие Победы, и ему очень был нужен для экспозиции маленький советский танк. Узнав, что поисковики располaгают информацией, где в лесу стоит корпус от легкого танка Т-18 (МС-1), директор предложил заключить договор. Он попросил питерских поисковиков привезти и установить перед входом в его танковый музей какой-нибудь небольшой танк. (Например, этот МС-1). Со своей стороны он пообещал договориться о разрешении на работы по вывозу частей от «Тигра» с командованием воинской части.
    С этим вариантом пришлось согласиться, так как было большое желание принять участие в подъеме и вывозе частей от легендарного «Тигра». Заодно появилась возможность установить в музее (пусть даже в подмосковном) своими силами танк времен войны. В те годы руководство Питерских музеев не желало даже принимать в дар танки, пушки и прочую технику. Ставить, по утверждению директоров, экспонаты было некуда, да и вообще: «ходят тут всякие, от работы отвлекают». Ситуация доходила до абсурда – привезенные поисковиками к входу в Государственный Музей Обороны и Блокады Ленинграда 2 пушки и башни от танков вызвали целый шквал негодования у тогдашнего руководства музея. И все было вывезено на задворки музея и на промбазу.
    Выполняя договоренность с музеем в Снегирях, поехали на Карельский перешеек к оборонительному рубежу у бывшей границы с Финляндией за корпусом от легкого танка Т-18 (МС-1). Корпус этого танка был превращен в пулеметную точку. В 1938 году танки Т-18 были сняты с вооружения как устаревшие и полностью выработавшие свой ресурс, а так же в связи с тем, что последняя модернизация, проведенная в том же году, ожидаемых результатов не принесла. По распоряжению наркома вооружений от 2 марта 1938 года 700 танков Т-18 и 22 танка Т-24 должны быть переданы в распоряжение укрепрайонов по округам всей страны, от Бреста до Владивостока. С танков были полностью демонтированы ходовая часть, двигатель и трансмиссия. После чего все демонтированное оборудование было сдано в металлолом. Вот такой корпус от Т-18 (видимо один из последних) и был обнаружен в лесах Карельского перешейка.
    После двухнедельных мучений связанных с выдалбливанием вручную корпуса из промерзшего грунта, бесконечной борьбы с поломками трелевщика в лесу, корпус все таки был доставлен в Питер, очищен от земли и ржавчины. Так как времени было очень мало, решено было провести наружную реставрацию и восстановить танк до состояния макета. Близилось 50-летие Победы, а по договору было необходимо установить танк перед музеем к 9 мая 1995 г. А до него оставалось всего 2 недели. В авральном порядке сформированная бригада по реставрации принялась за дело.
    Работать приходилось по 12-18 часов в сутки, и жить прямо в мастерской. Но к исходу второй недели, экземпляр Т-18 был готов, Конечно, получилась не точная копия, но для двухнедельного труда получилось вполне неплохо, по крайне мере не хуже, чем остальные отреставрированные танки Т-18 (МС-1), которых в музеях нашей страны аж пять штук (четыре из которых восстановлены на Уссурийском заводе). В конечном итоге Т-18 был погружен в грузовик и оправлен под Москву. Доставили в танковый музей в п. Ленино. Установили перед входом в музей, где он стоит и поныне.
    Усаневич сдержал свое слово, разрешение на работы было получено и поисковая группа приехала на место где были остатки от «Тигра». Части от танка представляли жалкое зрелище: броня корпуса танка была буквально изрешечена снарядами со всех сторон, гусеницы лежали рядом, а катки были разбросаны вокруг. Башня отсутствовала. А изувеченный и без того снарядами корпус был неоднократно подорван мощными зарядами и порезан автогеном. Как потом выяснилось, на этом танке военные инженеры долго проводили всяческие опыты по подрыву различных типов боеприпасов. Так что предстояло собирать остатки от «Тигра» буквально по кускам. Части от него лежали в радиусе 150 м в заболоченом лесу. Значительная часть катков и кусков брони находилась под грунтом, залитым сверху болотной водой. На поиск и сбор всех остатков в округе с помощью гусеничного трактора ушло около месяца.
    Преодолев сложности с погрузкой (большому крану негде было упереть свои опоры на узкой дорожке), возникли определенные проблемы с транспортировкой. Выяснилось, что доставка в Питер была возможна только на трейлере со спец. разрешением, из-за негабаритной ширины груза. Но тем не менее, оргвопросы были успешно решены и без особых приключений, через сутки, «Тигр» был разгружен в Питере на реставрационной базе. Около двух недель ушло на сварку и сборку с помощью крана отдельных частей в одно целое. Нельзя сказать, чтобы это стало сильно похоже на танк, но впечатление производило уже значительное. В первую очередь из-за больших размеров. Во время очистки дна танка был обнаружен циферблат, от часов выполненный из стали толщиной около 3 мм (!) и диаметром около 10 см. На белой краске отчетливо просматривались белые цифры от 1 до 12. Даже часы по своему «бронебойному» исполнению были подобны «Тигру»! Коллекционер, питающий надежды, когда-нибудь собрать танк целиком, увез части танка на завод для дальнейшей комплектации и восстановления. Их дальнейшая судьба нам не известна. По непроверенной информации в одном из Питерских цехов металлургического завода части танка готовили к реставрации. Есть надежда, что в скором будущем удастся увидеть эти части в экспозиции музея или в облике скомплектованного «Тигра».
    Вот как находки и экспонаты, пусть даже, если изначально они были больше похожи на металлолом, помогают сохранить историю.

© Илья Дюринский.

УВЕЛИЧИТЬ
УВЕЛИЧИТЬ
УВЕЛИЧИТЬ
УВЕЛИЧИТЬ
УВЕЛИЧИТЬ
УВЕЛИЧИТЬ
УВЕЛИЧИТЬ
УВЕЛИЧИТЬ
УВЕЛИЧИТЬ

УВЕЛИЧИТЬ

УВЕЛИЧИТЬ

УВЕЛИЧИТЬ

УВЕЛИЧИТЬ

УВЕЛИЧИТЬ

УВЕЛИЧИТЬ


УВЕЛИЧИТЬ

Вот так выглядел танк, когда он был более целым.
Фотографии любезно предоставлены Антоном Аганиным из поисковой группы «Экипаж»

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
УВЕЛИЧИТЬИЗГОТОВИТЕЛЬ: Henschel, Wegmann.
БОЕВАЯ МАССА, т: 56,9.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8450, ширина - 3705, высота - 3000, клиренс - 430.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 36 калибра 88 мм; 2 пулемета MG 34.
БОЕКОМПЛЕКТ: 92 артвыстрела, 5100 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ:
бинокулярный-телескопический прицел TZF 9а.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 100; борт, корма - 82; крыша, днище - 28; башня - 28-100.
ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 210 РЗО, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 650 л.с. (478 кВт) при 2600 об/мин., рабочий объем 23 095 куб. см.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион с трением в масляной ванне; безвальная коробка передач (8+4); планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 24 опорных катка в четыре ряда на борт, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска - индивидуальная торсионная; в каждой гусенице
96 траков шириной 725 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45,4.
ЗАПАС ХОДА, км: 100.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35; ширина рва, м - 2,3; высота стенки, м - 0179; глубина брода, м - 1,2.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

  

Назад