Поиск и право

Для легального поиска на территории Ленинградской области необходимы следующие документы:

  1. Паспорт отряда;
  2. Личное удостоверение от поискового отряда;
  3. Список отряда с паспортными данными;
  4. Карта-схема места проведения поисковых работ;
  5. Заявка на проведение поисковых работ в требуемом р-не Ленинградской области.

На заявке обязательно должны стоять:

  1. Подпись и печать Фонда Поисковых Отрядов Ленинградской области;
  2. Подпись и печать главы администрации р-на («работы разрешаю»);
  3. Подпись и печать кабельной службы «Ростелеком» (только для Кировского р-на для работ на «Невском Пятачке»);
  4. Подпись и печать начальника РУВД.

Если вы хотите создать свой поисковый отряд, базирующийся или собирающийся производить поисковые работы на территории Ленинградской области, необходимо зарегистрироваться в Фонде поисковых отрядов Ленинградской области по адресу: ул. Смольного, д. 3, комната 277, тел.: 276-60-61, Прокофьев Илья Геннадьевич, а если п/о базируется в г. Санкт-Петербурге, то регистрироваться надо в ВППО «Возвращение», тел.: 272-82-77, Стрелец Георгий Владимирович.
Для работы в Новгородской области необходимо связаться со штабом Новгородской «Долины» по тел.: (81665) 132-496, (81665) 132-353, (81665) 75-160 (факс), Котилевский Сергей Сергеевич.



Уголовный Кодекс Российской Федерации. Статья 222:
«Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».

1. Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или неоднократно, наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

4. Незаконные приобретение, сбыт или ношение газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия, за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом, наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев либо без такового.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарии:

1. Оборот оружия на территории РФ регулируется Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. (No 150-ФЗ).

2. Основные вопросы квалификации преступления, предусмотренного комментируемой статьей, разрешаются в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ» от 25 июня 1996 г. № 5 (Бюл. ВС РФ, 1996, № 8, с.4 - 7).

3. Под огнестрельным оружием следует понимать все виды боевого, служебного и гражданского оружия, в том числе самодельного изготовления (кроме охотничьего длинноствольного гладкоствольного оружия), конструктивно предназначенного для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, пушки, иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра. Под боевыми припасами понимаются предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенное для поражения цели и содержащее разрывной метательный или вышибной заряды либо их сочетание. К ним относятся артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды и мины, ручные и реактивные противотанковые гранаты, боевые ракеты, авиабомбы и т. п. (независимо от наличия или отсутствия у них средств взрывания), предназначенные для поражения целей, а также все виды патронов заводского и самодельного изготовления к различному стрелковому огнестрельному оружию независимо от калибра, за исключением патронов к длинноствольному гладкоствольному охотничьему оружию и патронов, не имеющих поражающего элемента (снаряда-пули, картечи, дроби и т. п.) и не предназначенных для поражения цели. Под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению взрыву. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, дымный и бездымный порох, твердое реактивное топливо и т. п. (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996 г.).

4. Лицо не подлежит ответственности за незаконный оборот (а также хищение см. ст. 226 УК) таких образцов гладкоствольного охотничьего оружия, которые не изъяты из гражданского оборота. Вместе с тем лицо подлежит ответственности за указанные действия, связанные с запрещением к обороту охотничьим огнестрельным оружием общей длиной менее 800 мм, а также имеющим конструкцию, которая позволяет его складывать, сдвигать, укладывать или разбирать, и при этом не теряется возможность производства выстрела. Изготовление обрезов из охотничьих ружей, в том числе и гладкоствольных, приводящих к утрате свойств охотничьего ружья, а также их оборот (или хищение) образуют состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей (или ст. 226), см. п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996 г.

5. Газовые, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, сигнальные, осветительные, холостые, газовые, строительно-монтажные, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда-пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, а также не содержащие взрывчатых веществ и смесей имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к огнестрельному оружию, боевым припасам и взрывчатым веществам, за незаконный оборот или хищение которых установлена уголовная ответственность (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996 г.).

6. Под незаконным приобретением указанных в ч. 1 комментируемой статьи предметов следует понимать их покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п.

7. Под незаконным сбытом указанных предметов следует понимать их продажу, дарение, обмен, передачу в уплату долга и т. п.

8. Под незаконным хранением указанных предметов следует понимать их нахождение в помещении, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

9. Перевозка транспортировка указанных предметов любым транспортным средством. Нахождение имеющихся у виновного без соответствующего разрешения указанных предметов в транспортном средстве следует квалифицировать как их хранение, перевозку или ношение в зависимости от конкретных обстоятельств дела (см. п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996 г.).

10. Под незаконным ношением указанных предметов понимается их нахождение в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноска их в сумке, портфеле и иных предметах (см. п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996 г.).

11. О понятии преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору и организованной группой, см. комментарий к ст. 35.

12. Газовое оружие это оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения токсических веществ, разрешенных к применению Министерством здравоохранения РФ.

13. Под холодным оружием понимается изготовление промышленным способом или самодельное: холодное оружие, предназначенное для поражения цели с помощью мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, которое включает в себя холодное клинковое оружие (кинжалы; боевые, национальные, охотничьи ножи, являющиеся оружием; штык-ножи; сабли; шашки; мечи и т. п.), иное оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия (штыки, копья, боевые топоры и т. п.), а также оружие ударно-раздробляющего действия (кастеты, нунчаки, кистени и т. п.); холодное метательное оружие, предназначенное для поражении цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение с помощью мускульной силы человека (метательные ножи и топоры, дротики и т. п.) либо механического устройства (луки, арбалеты и т. п.), см. п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996 г.

14. Незаконным является оборот оружия (огнестрельного, газового или холодного), совершенный в нарушении установленного Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. (№ 150-ФЗ) разрешительно-лицензированного порядка.

15. В тех случаях, когда для решения вопроса о том, являются ли оружием, боевыми припасами соответствующие предметы, требуются специальные познания, по делу необходимо проведение экспертизы (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996 г.).

16. Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет.

17. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает указанные в диспозиции ст. 222 действия (бездействия), и желает этого.

18. В примечании к ст. 222 формулируются условия освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно сдавшего предметы, указанные в статье. Под их добровольной сдачей понимается сдача лицом указанных предметов по своей воле независимо от мотивов. О добровольности сдачи может свидетельствовать факт выдачи этих предметов или сообщение об их местонахождении органам власти при реальной возможности их дальнейшего хранения (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996 г.).


«Коллекционирование оружия: правовое регулирование и организация контроля»
(Е. Д. Шелковникова, кандидат юридических наук, докторант ВНИИ МВД России)

Коллекционирование оружия — давно существующее и достаточно распространенное занятие. Вначале к собиранию оружия побуждали чисто практические причины, и первые коллекции оружия представляли собой арсеналы — личные и родовые.

К числу оружейных складов в нашей стране относится знаменитое собрание Оружейной палаты московского Кремля, которое первоначально было великокняжеской казной, а потом стало Государственным арсеналом, который снабжал русское войско. Однако со временем коллекции старинного оружия утратили практическую функцию.

Собирание подобных предметов приобрело особый размах в прошлом веке. Так, одно из лучших оружейных собраний мира в петербургском Эрмитаже базируется на личной коллекции императора Николая I.

Лишь в XIX в. была осмыслена роль оружия в познании прошлого, поскольку в нем, как ни в каком другом предмете, слиты воедино технические достижения, конструкторская мысль и художественный стиль эпохи. Надо только уметь читать информацию, заложенную в каждом конкретном экземпляре оружия. Но серьезное исследование невозможно без сравнения, соотнесения с другими образцами. Поэтому так велико значение коллекций оружия: они позволяют увидеть систематизированный ряд оружейных изделий определенного вида.

В настоящее время во всем мире множество людей интересуется старинным оружием. Коллекционеры многих стран объединяются в клубы и ассоциации, устраивают выставки, продажи и обмен оружия. В нашей стране уже более семи лет действует Ассоциация историков-оружиеведов «Арсеналъ». На многочисленных аукционах, ярмарках и биржах в Европе и США любой человек может свободно купить образец старинного оружия или продать его. Помимо этого, существует самостоятельная отрасль промышленности, созданная для производства копий старинного оружия. В настоящее время распространены спортивные соревнования и стрельбы из старинного оружия или из его копий. Коллекционирование способствует не только повышению культуры владения оружием, но и приучает граждан к ответственности за свои действия с ним. Комплектование музейных коллекций оружия в значительной степени происходит благодаря частным коллекциям.

Коллекционирование оружия может быть как государственным, так и частным. В России частные коллекционеры подвергались постоянным гонениям со времен Октябрьской революции. Особенно преследовались коллекционеры оружия. Со временем в нашей стране были признаны многие коллекционеры картин, антиквариата, старинных монет и др., но сфера коллекционирования оружия всегда находилась под особым контролем правоохранительных органов.

Право граждан и юридических лиц на коллекционирование оружия по прошествии 76 лет было закреплено в Законе РФ «Об оружии» в 1993 г.1 В этом акте было обращено внимание на то, что объектами коллекционирования могут стать практически любые виды оружия: «Коллекционирование оружия, в том числе оружия, не предусмотренного настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном Советом Министров — Правительством Российской Федерации» (ст. 25).

Порядок осуществления этой специфической формы владения оружием законодатель передал в ведение высшего органа исполнительной власти (Совета Министров — Правительства РФ), который своим постановлением от 2 декабря 1993 г. N 1256 утвердил Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации. Правила предусматривали возможность не только музейного коллекционирования оружия, но и частного коллекционирования оружия по месту жительства владельца (п. 38). При этом, согласно п. 40 Правил, в частных коллекциях могло находиться действующее оружие при наличии разрешения органа внутренних дел на его хранение либо оружие, производство выстрела из которого исключено. Разрешения на хранение последнего не требовалось, поскольку, по сути, речь шла уже не об оружии как таковом (у него утрачивалось главное качество, определяющее его функциональное назначение, — производство выстрела), а о его муляже.

Что касается правовой базы частного коллекционирования исправного и пригодного к использованию оружия, то в данных Правилах содержалось всего два общих положения: «коллекции оружия подлежат регистрации в органах внутренних дел» (ч. 2 ст. 40) и «транспортировка коллекционного оружия допускается с разрешения органа внутренних дел» (ст. 41).

Коллекционирование оружия, в том числе оружия, не предусмотренного Законом РФ «Об оружии», в форме музейного коллекционирования могло осуществляться в отдельных, специально предназначенных для этих целей помещениях. Хранение оружия в музейных помещениях должно было отвечать требованиям упомянутых Правил, при нарушении которых органы внутренних дел могли приостановить экспонирование оружия.

Инструкцией о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом служебного и гражданского оружия, утвержденной приказом МВД России от 30 декабря 1993 г. № 609, министерства внутренних дел республик, управления (главные управления) внутренних дел краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации, Восьмое главное управление МВД России были наделены правом выдачи разрешений на экспонирование оружия вне музейных коллекций (п. 2.2). При этом материалы на выдачу разрешений на экспонирование оружия вне музейных помещений должны были рассматриваться органами внутренних дел в срок до одного месяца, а само разрешение на экспонирование оружия выдавалось на имя руководителя предприятия сроком на пять лет (п.2.3). Список оружия, разрешенного к экспонированию вне музейных помещений, с указанием модели, калибра, серии, номера и года выпуска каждой единицы заверялся органом внутренних дел и прилагался к разрешению (п. 5.8).

При этом экспонирование оружия в музейных помещениях допускалось по разрешению органов внутренних дел в открытых витринах и стендах (на выставках - в закрытых внутренних витринах), при этом требовалось заблокировать датчиками индивидуальной охранной сигнализации каждую единицу оружия, стекло и корпус витрины (стенда). В то же время в указанной Инструкции МВД России ничего не было сказано о порядке выдачи лицензий на частное коллекционирование оружия и условиях его хранения и экспонирования.

Ни в Законе РФ «Об оружии» 1993 г., ни в принятых в целях его исполнения нормативно-правовых актах не было ответов на целый ряд вопросов. Вот лишь некоторые: любой ли вид оружия может являться предметом коллекционирования, каков порядок признания и регистрации коллекции оружия, какой документ при этом следует выдавать его владельцу, какие действия следует предпринять лицу, намеревающемуся заняться формированием такой коллекции?

Порядок приобретения, учета, хранения, ношения и транспортировки оружия, установленный Правилами для физических лиц (граждан РФ и иностранцев), касался только разрешенного в настоящее время к обороту на территории России, т.е. занесенного в Государственный кадастр современного пневматического, охотничьего огнестрельного и холодного оружия, а также пистолетов и револьверов, предназначенных для стрельбы газовыми и холостыми патронами. На все другие категории и виды оружия (в том числе на историческое) он не распространялся. А именно последняя разновидность оружия чаще всего является объектом собирательства и коллекционирования.

Таким образом, следует признать, что, декларируя право на частное коллекционирование оружия, Закон РФ «Об оружии» 1993 г. реального механизма его реализации не предлагал. Права и обязанности в сфере коллекционирования оружия так и не были урегулированы до вступления в силу 1 июля 1997 г. Федерального Закона «Об оружии» (далее — Закон об оружии).

В действующем Законе об оружии также предусмотрен специальный вид владения оружием - коллекционирование. Названный акт указывает, что «коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии органов внутренних дел. Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с ним изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации» (ст. 25). Таким образом, объектами коллекционирования могут быть практические любые виды оружия, в том числе и не перечисленные в самом законе, а также конструктивно схожие с оружием изделия.

Прежде чем перейти к проблемам организации контроля органов внутренних дел за коллекционированием оружия, хотелось бы более подробно остановиться на самом понятии «коллекционирование оружия», которое сформулировано нами в соответствии с положениями ст. 2-6 и 25 Закона об оружии.

На территории Российской Федерации коллекционирование огнестрельного, пневматического, сигнального, холодного и иного оружия и (или) патронов для формирования культурно-исторических коллекций в научных, информационных и познавательных целях осуществляется на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел или специально уполномоченными органами Министерства культуры России. Сам механизм выдачи лицензий на коллекционирование оружия пока не разработан.

Представляется полезным обратиться к опыту правового регулирования коллекционирования оружия в других странах. Изучая соответствующее законодательство зарубежных государств, можно отметить ряд положений, которые следует принять во внимание при подготовке отечественных нормативных актов, регулирующих вопросы частного коллекционирования оружия.

Показателен в этом отношении опыт США2. Для коллекционирования огнестрельного оружия в этой стране частное лицо обязано получить специальную «лицензию коллекционера», выдаваемую в соответствующем штате. На федеральном уровне выдаются только разрешения на коллекционирование редких и уникальных экземпляров антикварного огнестрельного оружия, которые позволяют перевозить названные предметы через границы штатов.

Лицензия, полученная коллекционером огнестрельного оружия, дает ему право приобретать антикварное оружие либо реликты и в других штатах, она же позволяет распоряжаться предметами коллекции по своему усмотрению. Однако операции по передаче, продаже или дарению, осуществляемые между коллекционером огнестрельного оружия и лицом, не имеющим соответствующего разрешения, правомочны только в отношении постоянных жителей того штата, в котором было получено разрешение на коллекционирование. Контроль за коллекционирование огнестрельного оружия в США осуществляет Бюро по контролю за обращением алкоголя, табака и огнестрельного оружия Министерства финансов США (BAFT) - основное федеральным агентство по контролю над оборотом огнестрельного оружия в целом по стране. Им утвержден детальный перечень антикварного огнестрельного оружия и реликтов, включающий четыре раздела:

1. Боеприпасы;

2. Огнестрельное оружие, относимое к категории антиквариата или реликвий и подлежащее контролю согласно Национальному закону об огнестрельном оружии.

К данному разделу относится так называемое «памятное» огнестрельное оружие: пистолеты, винтовки и дробовики, подлежащие всем видам контроля в соответствии с Законом о контроле над оружием 1968 г.;

3. Огнестрельное оружие, исключенное из Национального закона об огнестрельном оружии и являющееся предметом коллекционирования в качестве антиквариата.

В эту категорию входит огнестрельное оружие, изготовленное не позднее 1889 г. и не отнесенное к категории редкостей или реликтов. Данное оружие не может быть на законном основании передано или получено, если оно не зарегистрировано в Национальном реестре регистрации или передачи огнестрельного оружия Главного управления BAFT. Его продажа или передача коллекционерам внутри страны может осуществляться после уплаты соответствующего налога BAFT и заполнении заявки о передаче предмета антиквариата. При этом к заявке прилагаются отпечатки пальцев и фотография получателя по форме 4 BAFT, а также акт, составленный чиновником правоприменяющего органа;

4. Огнестрельное оружие, включенное в Национальный закон об огнестрельном оружии и отнесенное к категории редкостей или реликтов. Данные образцы огнестрельного оружия подлежат всем видам контроля в соответствии с законом3. Коллекционеры подобных образцов огнестрельного оружия, получившие на него соответствующую лицензию, могут владеть и распоряжаться им как редкостью или реликтом.

В Своде федеральных постановлений США (т. 27, § 178-179) даются определения антиквариата и реликвий в области оружия. Ими признаются образцы огнестрельного оружия, представляющие интерес для коллекционеров вследствие определенных качеств, отличных от тех, которыми обладает огнестрельное оружие, предназначенное для спортивных целей или использующееся в качестве наступательного, или оружие самообороны.

Для признания огнестрельного оружия антиквариатом или реликвией оно должно быть отнесено к одной из следующих категорий:

1. Огнестрельное оружие, изготовленное минимум за 50 лет до текущей даты, исключая его точные копии;

2. Огнестрельное оружие, удостоверенное хранителем городского музея штата или федерального музея, имеющего в своей коллекции огнестрельное оружие, в качестве антиквариата или реликта, представляющего музейный интерес;

3. Любое другое огнестрельное оружие, которое сохранило существенную часть своей денежной стоимости по причине того, что оно редкое и отличается оригинальной формой или связано с определенными периодами или событиями истории.

Окончательное заключение о том, является ли данный предмет коллекционирования (конкретный образец огнестрельного оружия) антиквариатом или реликтом, дает отделение технологии производства огнестрельного оружия BAFT.

При этом в США существует ряд жестких ограничений на импорт антикварного огнестрельного оружия и реликтов, он возможен только с согласия отделения импорта оружия и взрывчатых веществ BAFT.

Коллекционирование холодного оружия в США не контролируется государством, хотя на торговлю им требуется лицензия.

Итак, в США с 1968 г. действует жесткая система законодательного контроля над коллекционированием огнестрельного оружия, целью которой является как предупреждение его нелегального оборота, так и пресечение его вывоза за пределы страны (отдельного штата).

Законодательство об оружии Великобритании4 до недавнего времени вообще не распространялось на хранение, транспортировку и приобретение старинного огнестрельного оружия, служащего в качестве украшения или являющегося предметом коллекции. Однако принятые в феврале 1997 г. парламентом Великобритании изменения к Закону об огнестрельном оружии 1968 г.5 затронули и вопросы коллекционирования оружия. Теперь все владельцы ручного огнестрельного оружия, имеющего историческое значение, обязаны получить в полиции сертификат на его коллекционирование и хранение сроком на 2 года. При этом образцы исторического огнестрельного оружия, созданного до 1919 г., если из него по техническим причинам невозможно произвести выстрел, разрешено хранить дома открыто. Иные образцы действующего огнестрельного оружия, представляющие исторический либо технический интерес, или те его экземпляры, которые произведены после 1919 г., должны храниться его владельцем в специально оборудованном помещении. Коллекционерам антикварного и исторического оружия запрещено иметь боеприпасы к нему6. В 1997 г. в Великобритании был получен 115.701 сертификат на коллекционирование оружия.

Весьма подробно регламентированы вопросы коллекционирования огнестрельного оружия в законе «Об оружии» Франции в его последней редакции от 6 мая 1995 г. Примечательно, что в нем даются четкие определения старинного оружия, нейтрализованного оружия, а также макета старинного оружия.

Старинным оружием во Франции считается огнестрельное оружие, произведенное до 1 января 1870 г. Однако по закону временные границы разрешается менять. К нейтрализованному отнесено такое огнестрельное оружие (какова бы ни была его модель и дата изготовления), которое является непригодным к стрельбе любыми боеприпасами в результате технических переделок, произведенных по соответствующим правилам. На модифицированный таким образом образец ставится соответствующее клеймо и выдается аттестат, после чего оружие может быть отнесено к коллекционному. Макетом признается копия старинного оружия, имеющая строго определенные законом технические характеристики.

Заметим, что во Франции общие контрольные функции за обращением оружия возложены на Генеральную инспекцию министерства обороты страны, а порядок регистрации оружия по категориям и выдача соответствующих разрешений — на местные префектуры, комиссариаты полиции и бригады жандармерии. Отменен существовавший несколько десятилетий заявительный порядок приобретения оружия (декларирования), вместо которого теперь введены жесткие разрешительные нормы.

Интересное определение понятия «коллекционирование оружия» содержится в гл. 1 Закона Литовской республики «О контроле за оружием и боевыми припасами» от 2 июля 1996 г. Под ним понимается собирание «огнестрельного и метательного оружия, изготовленного до 1870 г.» В ст. 3 названного Закона дано следующее определение понятия «коллекция оружия, боевых припасов, гильз и пуль»: «используемое для экспозиции или исследовательских работ собрание оружия, боевых припасов, гильз или пуль, имеющих историко-культурное, криминалистическое или иное познавательное значение». В соответствии со ст.35 этого Закона «коллекционным оружием признается оружие, имеющее историко-культурную, криминалистическую или иную познавательную ценность».

Порядок осуществления экспертной оценки стоимости коллекционного оружия и его регистрации устанавливается Правительством Литвы. Коллекционирование оружия допускается в музее, другом приспособленном для этого помещении, отвечающем установленным Министерством внутренних дел требованиям. При этом собирать там разрешено исключительно оружие, не пригодное для стрельбы (за исключением оружия, коллекционируемого в криминалистических и научных целях). Коллекция оружия должна быть обязательно зарегистрирована в комиссариатах полиции, его транспортировка также осуществляется только согласно их разрешениям. В случае нарушения требований ст. 35 указанного Закона комиссариаты полиции вправе требовать приостановления коллекционирования и экспонирования оружия или временно изымать коллекционное оружие.

В Законе Республики Молдова от 18 мая 1994 г. «О контроле над индивидуальным оружием» вопросам коллекционирования оружия уделено меньше внимания, чем в Законе Литовской республики «О контроле за оружием и боевыми припасами». Но, тем не менее, в ст. 4 коллекционное оружие выделяется по целевому назначению. Физические лица, достигшие 18-летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний к обращению с оружием, не подпадающие под соответствующие ограничения и постоянно проживающие на территории страны, имеют право частной собственности на коллекционное оружие. Регистрацию и контроль в данной сфере осуществляют территориальные органы полиции по месту жительства владельца коллекционного оружия.

Следует заметить, что в ряде стран частным лицам не разрешается иметь коллекции оружия. Так, Законом о контроле за огнестрельным и холодным (клинковым) оружием Японии частное коллекционирование оружия запрещено.

Краткий обзор зарубежного оружейного законодательства показывает, что в большинстве стран вопросы музейного и частного коллекционирования оружия регламентированы законом. При этом владельцам частных коллекций огнестрельного оружия выдается специальное удостоверение, а его действующие образцы должны находиться в специально отведенном помещении, соответствующем требованию безопасности его хранения. В законодательных актах об оружии дается определение исторического и антикварного огнестрельного оружия, порядок частного коллекционирования которого отличен от порядка коллекционирования современных действующих образцов.

Разработка проекта Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему показала, что некоторые положения Закона об оружии уже нуждаются в уточнении и даже изменении. В частности, необходимо внести в проект определения антикварного и исторического оружия. Кроме того, в ст. 1 Закона об оружии не раскрыты достаточно подробно понятия коллекционирования и экспонирования оружия, в то время как в само понятие оборота оружия они законодателем включены. Указанный пробел следует устранить, добавив в ст. 1 Закона об оружии определения антикварного огнестрельного оружия и антикварного холодного оружия.

Аналогичные выводы содержатся в резолюции, принятой на парламентских слушаниях на тему Федеральный закон «Об оружии»: первые выводы и перспективы», проведенных комитетом Государственной Думы по безопасности 17 февраля 1997 г.

В то же время конституционное верховенство Закона об оружии над иными нормативными правовыми актами, в том числе и постановлениями Правительства России, неоспоримо. Поэтому необходимо дополнить ст. 1 Закона об оружии положением о том, что «действие настоящего Закона не распространяется на огнестрельное антикварное оружие, изготовленное до 1892 г.» (эта дата была предложена специалистами Министерства культуры России). Такое дополнение к ст. 1 Закона полностью соответствовало бы практике решения подобных вопросов в оружейном законодательстве большинства зарубежных государств.


1 Закон РФ от 20 мая 1993 г. N 4992-1 «Об оружии» (утратил силу). Ныне действует новый закон с аналогичным названием — Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии».
2 Закон о контроле над оружием 1968 г. // Свод законов США. Т.18. Гл.44; Свод федеральных постановлений США. Т.27.
3 BAFT. P. 5300/11 (10-95).
4 Firearms Act 1968. Government publications. London. P. 1-46.
5 Материалы международного семинара по вопросам регулирования огнестрельного оружия (Токио 19-20 ноября 1997 г.). Доклад представителя Японии Й. Секигучи.
6 Там же. Доклад представителя Великобритании Б. Пэкхема.

Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания «Зенон Н.С.П.»

  

Назад