В 1993 г. в Кировском р-не, под г. Мга (900м. южнее оз. Барское), на болоте, образованном ручьем Долгим, были обнаружены мелкие фрагменты дюралевой обшивки самолета. С помощью простого металлоискателя удалось сузить поиски до конкретной ямы на болоте, заполненной вровень с краями торфом и заросшей кустами. Промеры шестами ничего не дали, т.к. на глубине 2.5 м ничего не простукивалось. Предположили, что самолет был поднят и сдан на металлолом после войны. Однако, в 1994 г. из ямы с помощью крюка был извлечен пулемет ШКАС и ящик с патронами к нему, вылетевшие по инерции из разбитого крыла и ушедшие на глубину 2 м. Появилась надежда на наличие самолета в яме. Начались многочисленные попытки откачать яму с торфом вручную. Но успеха эта затея не имела, несмотря на то, что было около 6 заездов и зимой и летом, а количество участников, одновременно работающих ведрами, достигало 20 человек. Даже курсанты из академии им. Можайского внесли свою лепту в откачивание ямы. Весной 1997 г. вопрос был решен кардинально: построили дорогу по окопам и блиндажам в лесу (600 м) для проезда Урала с кунгом на край болота. Жили в этом кунге в течение двух месяцев - с конца апреля до июня. За это время было выкачано более 60 кубометров торфа и более 200 т. воды. "Убили" 4 помпы, только 5 помпа довершила работу. О потраченной сумме денег и вспоминать не хочется. Но тем не менее прошли в глубину на 5.5 м (В жидком болоте!), осушив это болото в радиусе 200 м. Достали часть бронекорпуса, задний бензобак, пушки ШВАК и фрагменты останков летчика. Летчик остался там! Но, до него, по нашим расчетам, 10-11 м. торфа и супеси. Удалось установить только сборочный номер самолета - 310. Но по нему установить что-либо в архиве пока не удалось. Самолет был одноместный, постройки марта 1942 г., выполнял задачу по штурмовке немецких позиций на высоте 54.1, (Егеревка), выпустил по врагу 6 эрэсов 82 мм., а вот боезапас пушек и пулеметов расстрелять не успел. Планируется продолжение подъемных работ.
Начало поисков. В лагере Начало раскопок - осушение
Устройство опалубки Устройство опалубки
Общий вид места раскопок Останки бронекорпуса
ШКАС и патронный ящик Останки бронекорпуса
Осушение, устройство опалубки Подъем останков бронекорпуса

  

Назад